Понедельник, 20.05.2024, 04:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Учительская

Интерактив

Каталог файлов


Работа со слабоуспевающими и низкомотивированными обучающимися
[ Скачать с сервера (28.1 Kb) ]31.03.2022, 10:55

Каждому учителю приходится встречаться с учащимися, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала.

Для слабоуспевающих ребят характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, недостатки в развитии познавательных интересов, повышенная отвлекаемость, инертность, пассивность, неустойчивое внимание. Слабоуспевающие ученики, как правило, не стремятся получить знания, избегают трудностей. Способности этих детей не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем у других ребят.

Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса, нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, так как при отсутствии должного внимания со стороны взрослых у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих.

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

- Для  закрепления материала  необходимо  давать более длительное время и больший объём решаемых задач. Стараюсь создать атмосферу особой доброжелательности при опросах, разрешаю дольше готовиться у доски, пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть, подбадриваю, хвалю даже за небольшие успехи. Никогда не спрашиваю таких ребят по новому, только что пройденному материалу. Сложный материал  стараюсь разбить на части.

- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить  слабоуспевающий и низкомотивированный ученик.

Как повысить работоспособность таких ребят? Для этого стараюсь разнообразить виды деятельности, проветриваю кабинет, провожу  физкультминутки. Помимо оценки, даю словесную характеристику (Молодец! Умница!), это помогает детям поверить в свои силы.

В обучении  применяю  различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль. Стараюсь рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!), применяю частую смену видов деятельности на уроке, многократно проговариваю  материал урока, стремлюсь  к алгоритмизации деятельности.

В методике обучения чтению принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность.

В моем классе есть обучающиеся, которые зачитали только во 2 классе.

У начинающего чтеца смысловая догадка часто становится причиной неправильного восприятия, а затем и произнесения слова.

Дети чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают (т.е. слабая взаимосвязь между восприятием и осмыслением).

В целях предупреждения таких ошибок на уроке:

  • выясняю перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;
  • применяю предварительное слоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав
  • дети предварительно читают текст про себя;
  • проводится систематический контроль за чтением учащихся;
  • исправляю ошибки в зависимости от ее характера:

- ошибки в окончании слов исправляю сама, не прерывая чтения ученика;

- ошибки, искажающие смысл предложения, исправляю путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному;

- ошибки, которые не исказили смысла, отмечаю после чтения;

- к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаю часто других учеников.

Таким образом, замечаем и фиксируем все ошибки ученика, но прерываем чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.

Развивая правильность чтения у учащихся, считаю эффективным применение таких методов и приемов, как:

  • чтение текста с неполными словами;
  • артикуляционная гимнастика;
  • работа над паузой.

Скорость и сознательность чтения являются важными факторами из числа влияющих на успеваемость ребенка. Для её развития использую такие приемы, как:

  • «жужжащее» чтение. Этот вид чтения дает также хорошие результаты. При «жужжащем» чтение ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут. Этот прием можно использовать практически на каждом уроке.
  • произношение скороговорок и чистоговорок;
  • пересказ  (ответы  на  вопросы;   пересказ,  близкий  к тексту)
  • игры в прятки. Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.
  • игра «Вставь словечко». Листочками закрываются по одному слову в предложении. Дети должны догадаться при чтении и назвать его.

Обучая выразительному чтению использую приёмы:

  • постановка логического ударения (пр.: Дети завтра пойдут в кино?)
  • работа над паузами в тексте;

Для достижения предметных результатов по русскому языку и математике использую следующие приемы:

Работа с тренажерами, т.к. повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков.

Задания с выбором ответа - тесты, позволяющие организовать эффективный контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся. Они позволяют своевременно обнаружить пробелы в усвоении той или иной темы, чтобы в дальнейшем продумать виды работ для их устранения.

Тренировочная работа.  Провожу данную работу до основной, но оценки в журнал ставятся по желанию.

Карточки с образцами решения. Помогают на самостоятельной работе. Вместе с основными заданиями выдаются выполненные аналогичные задания с решением и ответами.

Карточки-помощницы - использую на уроках, а также предлагаю к использованию при выполнении домашних заданий, они могут помочь обучающимся в достижении обязательных результатов.

Игра «Лови ошибку!»- намеренно допускаю ошибку в заданиях на доске. Искать её дети могут индивидуально или парно.

Отсроченная отгадка.

В начале урока предлагаю загадку (удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Либо загадку можно дать в конце урока, чтобы с неё начать следующий урок.

Данные приемы использую на различных этапах урока.

При организации домашней работы слабоуспевающим обучающимся предлагаю упражнения различной степени трудности, задания по осознанию и исправлению ошибок, провожу подробный инструктаж о порядке выполнения задания, о возможных затруднениях.

Для разнообразия учебных будней и повышения интереса обучающихся стараюсь организовать разнообразные формы урока. Например:

  • Урок-игра
  • Урок-путешествие
  • Урок-сказка.

Так же к работе обязательно привлекаю родителей. С ними проводятся беседы, консультации, инструктажи по выполнению домашних, самостоятельных работ.

Результаты: используя данные методы и приемы, в процессе работы со слабоуспевающими детьми видна положительная динамика. Уровень успеваемости с низкого поднялся до достаточного. Конечно, работы предстоит еще много.  Считаю, что включая в учебную деятельность указанные приемы, можно достичь еще более высоких результатов.

Категория: Обмен педагогическим опытом | Добавил: asafjewamasha2013
Просмотров: 97 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Наша школа
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0