«Учение, лишенное всякого интереса и
взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению
гораздо более достойная задача, чем приневолить»
Константин Дмитриевич Ушинский
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Так как 2023 год объявлен годом педагога и наставника, и 3 марта исполнилось 200 лет со дня рождения великого Константина Дмитриевича Ушинского, своё выступление хотела бы начать с его цитаты: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.»
Каждому известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: не мотивирован. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. В основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Мотивировать на учебную деятельность детей – значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них появилось желание реализоваться в учебном процессе.
Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя, т.е. создать ситуации успеха. Чем же ситуации успеха могут нам помочь, вы можете увидеть на экране.
Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы,
- позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Для создания успешной мотивации важно показать ребенку значимость получаемых знаний, т.е. возможность их применения в той или иной сфере. Важным условием повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности служит наполнение урока жизненно важным содержанием. Урок педагог должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение. Урок должен выступать средством своеобразного коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учебе и развитию познавательного интереса. И если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес - начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием.
Как повысить мотивацию школьников? На своих уроках для этого стараюсь разнообразить виды деятельности, проветриваю кабинет, провожу физкультминутки. Помимо оценки, даю словесную характеристику (Молодец! Умница!), это помогает детям поверить в свои силы.
В обучении применяю различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль. Стараюсь рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!), применяю частую смену видов деятельности на уроке, многократно проговариваю материал урока, стремлюсь к алгоритмизации деятельности.
Важнейшими ключевыми установками формирования учебной мотивации в начальной школе считаю использование игровых и ИКТ технологий.
Использование игровых технологий
Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. В игре наиболее полно и порой неожиданно проявляются способности человека. Игра помогает ребятам побороть стеснительность, т.е. преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы.
Игровую деятельность как элемент урока применяю на различных этапах. Планируя свой урок, выбираю ту или иную игру исходя из общих целей и задач урока.
В своей работе использую следующие виды дидактических игр:
1.Игры-упражнения. Применяю всеми известные кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме:
«Поймай ошибку!» Намеренно допускаю ошибку в заданиях. Искать её дети могут индивидуально или парно.
«Лишний предмет» На карточке – несколько предметов, один из них - лишний. Необходимо объяснить, почему ребенок думает, как можно назвать оставшиеся предметы одним словом.
«Собери пословицу» Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно.
«Аплодисменты» Отметьте хлопком верное высказывание.
2.Игры-путешествия (квесты). Мероприятия-квесты провожу не только «вживую», но и представляю ученикам в электронном формате. Игровая форма и интересные задачи способствуют прочному усвоению любой новой информации, повышению мотивации.
Пример таких квестов представлен на слайде:
- «Путешествие в страну Грамматику»
- «Путешествие к планетам»
- «Секреты математики» и др.
Интерактивные квесты:
«Укрощение привидений»
«Таблица умножения достойна уважения» и др.
3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. Например:
«Лицедеи». Участники от каждой команды вытаскивают по очереди карточки с заданиями-фразеологизмами. Ребята должны при помощи пантомимы изобразить написанное на карточке, а остальные участники – угадать показанный фразеологизм.
«Кто быстрее?» Суть приема состоит в том, чтобы ученик быстрее других нашел нужную информацию в указанном источнике. Например: в толковом словаре учебника найдите: одно заимствованное слово; одно устаревшее слово.
и другие.
В современном образовательном процессе очень важными становятся информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Они мне помогают на всех этапах урока. Какой бы сложной и скучной ни была тема, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами. У учеников проведение таких моментов на уроке вызывает интерес. Указанные выше упражнения, игры также часто провожу с использованием компьютерных технологий.
Не так давно открыла для себя и учеников применение «QR-кодов», которые вовлекают в работу даже слабо мотивированных учеников. Мы считаем, что в школе мобильные телефоны использоваться не должны. Но детям в современных классах очень комфортно с мобильными устройствами, и мы, учителя, можем воспользоваться преимуществами этих устройств, включая их в свои уроки через доступную и простую программу кодировки.
QR-код позволяет быстро кодировать и считывать различную информацию, представленную в различных форматах.
Особенность применения QR – кода, это его создание. Самому можно закодировать в него все что угодно: текст, фото, картинку, ссылку на: сайт, презентацию, видео, звуковой файл и т.д. и даже создать его с определенным логотипом.
Применять QR – коды можно на всех этапах урока. И домашнее задание иногда представляю с помощью кодов. Их можно распечатать и вклеить в дневник.
Ребёнок приходит в школу с большим желанием учиться. И каждый педагог хочет видеть его успехи. Для этого необходимо придерживаться следующих правил:
1. Заинтересованность в процессе обучения;
2. Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе;
3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;
4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми.
Спасибо за внимание!
|